Знаешь ли ты, что в некоторых семьях детей не воспитывают? То есть не воспитывают в привычном понимании этого слова. Дети в этих семьях не знают, что такое замечание или окрик, никаких "потише", "не трогай" и "не болтай", никакого давления со стороны родителей. Правда, зачастую дети при этом могут быть плохо знакомы с гигиеной, лет до пяти дружить с соской и с трудом понимать "что такое хорошо и что такое плохо".
Что представляет собой наше - привычное - воспитание, более-менее представляют все, даже те, кто пока еще не вступил в эпоху "родительства". Вспоминая свое детство, мы помним не только праздничные подарки и радостные прогулки, но и те моменты, когда мы обещали себе: "Когда я вырасту, то никогда не стану поступать так, как поступают мои родители". А потом мы выросли. И забыли, как обидно, когда тебя несправедливо наказывают, как горько, когда на тебя раздраженно кричит самый близкий человек - мама... Мы вырастаем и забываем, и во многом, очень во многом начинаем повторять ошибки наших родителей...
Некоторые семьи протоптали свою дорожку в попытке вырастить спокойных и уравновешенных детей со здоровой нервной системой. В некоторых странах таких семей становится все больше и больше. Думаю, кое-что из того, что многие из нас привыкли автоматически относить к негативным проявлениям экзотических семей, можно пересмотреть. И увидеть смысл в том, что раньше казалось нам ненужным. Можно попытаться посмотреть свежим взглядом, в котором достоинства и недостатки нестандартного воспитания могут легко становиться друг другом. Недостатки легким движением души превращающиеся в достоинства:
1) В практике нетрадиционного воспитания гигиена стоит где-то на предпоследнем по значимости месте. Детишки, валяющиеся по грязному полу и перепачканные мордашки - явление обыденное. Не говоря уже о привычке пробовать на вкус все подряд, не задумываясь хотя бы о чистоте употребляемого продукта, и способности исследовать всевозможные горизонтальные и вертикальные поверхности, не всегда безопасные.
Но выросшие в пространственной свободе детишки вырабатывают - что естественно - гораздо больший иммунитет ко всяческим микробам, знать не знают что такое "выплюнь эту гадость" и "отряхни курточку" (соответственно, сберегают свои и мамочкины нервы) и осваивают мир во всю полноту своей детской фантазии.
- Вспоминается такая история, произошедшая в одном из московских двориков. Молодая мама, сидя на лавочке с такими же мамами и наблюдая, как играют их дети, жаловалась подругам: "Мой Владик совершенно не спортивный ребенок, не может подтянуться, не лазает по деревьям, такой домашний, прямо не знаю, что с ним делать". В этот момент Владик начал залезать на высокий турник. "Владик! Куда ты полез?! Немедленно слезай обратно, расшибешься!" - истерически крикнула мама и вскочила его снимать...
2) Дети в нетрадиционных семьях более "разболтаны" и плохо подчиняются привычным родительским манипуляциям. Выросшие без замечаний, они зачастую не знают, что такое "нельзя" или "неприлично". У таких детей не сформирован механизм управления - нет тех привычных "болевых точек", на которые можно было бы надавить, призывая к тому или иному поведению.
Но воспитанные без окрика дети - обладатели крепкой нервной системы. Им чужды повсеместно распространенные неврозы - побочные результаты обычного семейного воспитания. Им не знакомы типичные родительские "рычаги" - создание чувства вины, беспомощности и недолюбленности. Посмотри, что чаще всего говорят родители якобы в воспитательных целях? "Ты сделал это назло!", "все, я тебя больше не люблю", "я же тебе говорила...", "мама лучше знает" - этот список можно продлить до бесконечности. Дети, не знавшие окрика, гораздо чаще строят гармоничные семьи, потому что у них нет негативного семейного опыта...
- Кроме того, привычные вскрики: "осторожно, упадешь!" или брошенное в сердцах "ты меня ненавидишь!" - настоящие негативные внушения. Ребенок в глубине души твердо знает, что родителей надо слушаться (и что они всегда правы) и подсознательно начинает исполнять их требования. Он действительно падает. И даже начинает ненавидеть... А потом родители жалуются на нехороших и неблагодарных детей, забывая, что день за днем делали их такими...
3) В нестандартных семьях ребенок, увлекшийся движением хиппи, хэви-металлом или даосскими практиками - не "паршивая овца", которую непременно нужно вернуть в "стадо" (как правило, родительскими истериками или нотациями в духе "вырастешь - поймешь") - а нормальное самоопределение взрослой личности. И если ребенок носит кольцо в носу и еще четыре в ухе - таков его личный стиль...
Но эти дети с раннего детства знают, что курить можно было попробовать прямо при родителях, проколоть ухо - не проблема, им неинтересно увлекаться тем, что для обычного ребенка - запретно. Ведь подростковый переходный возраст - своего рода протест против родительских запретов. Если же запретов нет - то и протестовать незачем...
- Конечно, совсем без запретов растить ребенка невозможно, да и попросту опасно. Но если воспитание проходит в конструктивном ключе, то ребенок воспитывается не на том, что "безвкусно, грязно и неприлично", а на положительных образцах. Если ребенок с раннего детства знаком с классической музыкой, хорошей литературой и порядочными людьми - он и так знает всему цену. Он и так понимает разницу между искусством и однодневной модой - ведь дети гораздо мудрее взрослых...
И еще кое-что. В нестандартных семьях нет привычных наказаний, ребенка могут лишить чего-то дополнительного, но никак не необходимого. Его не лишают прогулок на свежем воздухе, не лишают денег, не лишают общения. А самое главное - не лишают родительской любви, внимания и заботы. Никакого "воспитательного" молчания, никакого раздраженного или обиженного выражения лица, никаких ритуальных "ты должен попросить прощения".
Ребенок должен знать: что бы ни случилось, что бы он ни сделал, родители любят его в любом случае. И не только на словах, но и каждым взглядом, каждым жестом, каждым вдохом...
Ведь не зря же говорят, что любовь - это лучший воспитатель...