Практически каждый день мы с вами совершаем покупки. Будь то батон хлеба с пакетом молока или норковое манто. В отличие от древних времен, когда на один микрорайон существовала всего лишь пара-тройка магазинов со скудным ассортиментом, сейчас на каждом шагу нас поджидают, приветливо распахнув двери, самые разные магазины. Только теперь они называются супермаркетами, салонами и бутиками на западный манер. Но, к сожалению, название стало новым и привлекательным, но вот качество обслуживания все еще продолжает хромать. Не все продавцы понимают, что именно от качества их обслуживания напрямую зависит прибыль и, соответственно, процветание торговой точки.
Многие из нас сталкивались и с откровенным хамством продавцов, и с просто вопиющими случаями беспредела работников магазина. Поэтому, проведем небольшой ликбез.
Вы заходите в супермаркет с большой дамской сумкой или пакетом с потрепанной книгой. Охранник требует сдать сумку в камеру хранения. Если потрепанную книгу еще не жалко положить в этот жутковатый ящик, то что делать с кошельком, косметичкой, папкой с документами, мобильным телефоном и прочим составляющим женской сумки?
Запоминаем (а лучше записываем): существуют «Примерные правила работы предприятия розничной торговли и основные требования к работе мелкорозничной торговой сети», в которых черным по белому написано, что покупатель обязан при входе в торговый зал с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом месте.
Заметьте, что поставить в известность не означает сдать сумку в камеру хранения. Тем более, что за эти вещи магазин ответственности не несет, что тоже весьма спорно. Ведь согласно Гражданскому законодательству, принимая вещь на хранение и выдавая жетон или любой другой знак, магазин берет на себя обязательства по договору хранения, что подразумевает под собой именно ответственность за порчу или пропажу имущества.
Ну, а если вы зашли в продуктовый магазин с только что купленными в соседнем автосалоне тормозными колодками, то предъявлять их охраннику вы вообще не обязаны, ведь в «Правилах» говорится об аналогичных товарах.
На выходе из магазина тот же охранник может потребовать у вас показать ему содержимое вашей сумки или проверить чек. Опять же, в соответствии с пунктом 34 тех же «Правил», работники предприятия самообслуживания не должны при выходе проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. Этим правом наделены только сотрудники милиции в присутствии двух понятых, поэтому копание охранника в вашей сумке – произвол. В его должностной инструкции такого пункта нет.
А проверка чека – совершенно пустое занятие, ибо с момента выдачи вам кассового чека договор купли-продажи считается исполненным, и что уж вы сделаете с чеком – ваше личное дело. Вы можете хранить его несколько лет подряд или съесть прямо у кассы, ведь для возврата некачественной вещи в магазин он вам не потребуется, достаточно свидетельских показаний.
Почему так происходит? Скорее всего, от незнания своих прав гражданами. Восемьдесят человек из ста покажут свои сумки, вывернут карманы и покажут чек, что дает тому же самому охраннику чувство уверенности в своих действиях. И мало кто идет до конца при таких неприятных ситуациях.
Просроченные йогурты мы с сожалением выбрасываем, но не идем обратно в магазин требовать возмещения ущерба. Из-за вроде бы копеечности вопроса и обыкновенной лени или занятости. А ведь в соответствии с законодательством России магазин несет ответственность за качество товаров, а «Правилами» запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам.
И еще одно действенное оружие – книга жалоб. Это не пустая трата времени, а действительно реальный способ восстановить свои права.