Наконец-то, наконец-то вы нашли малышу подходящий садик и записали его в группу! Теперь - свобода! Можно выйти на работу, заняться собой и больше времени посвятить старшему сыну, да и крохе пора привыкать к самостоятельной жизни.

Наконец-то, наконец-то вы нашли малышу подходящий садик и записали его в группу! Теперь - свобода! Можно выйти на работу, заняться собой и больше времени посвятить старшему сыну, да и крохе пора привыкать к самостоятельной жизни.
Но вот пришла осень, а за нею зима... Уже и весна не за горами. Сын или дочка давным-давно выучили дорогу в детский сад, но дорога эта не радует. В лучшем случае малыш по ней плетется, украдкой вытирая рукавом слезы. Но иногда приходится буквально тащить его за руку, и тогда тихий плач сменяется истерикой.
Что это? Ведь прошло уже почти полгода с тех пор, как ребенок ходит в сад. Как ни крути, но период адаптации давным-давно должен был закончиться. А вам никогда не приходила в голову мысль, что вашему малышу детский сад просто противопоказан?
Недетсадовский ребенок - так иногда называют детей, которые очень сложно адаптируются к дошкольному учреждению, а порой этот цветник так никогда и не становится их вторым домом. Напротив, кажется чем угодно - тюрьмой, воспитательной колонией, а иногда и сумасшедшим домом, но только не уютным гнездышком, где весело, интересно, где много друзей.
Воспитатели из этого казенного заведения выработали для себя четкий критерий, по которому можно определить недетсадовского ребенка: если в течение полугода чадо не адаптируется в саду, то есть отказывается есть, выполнять какие-то режимные моменты, если у него продолжаются истерики и не высыхают слезы на глазах, а по ночам дома снятся кошмары, то он попадает в эту категорию.
Психологи же смотрят на проблему шире. Иногда создается внешняя видимость, что малыш привык к саду: хоть и без особого рвения, но и без скандалов отправляется утром в путь, ведет себя тихо, скромно, воспитатели на него не жалуются. Однако тот первоначальный стресс, который был получен в первые дни новой жизни, может сильно отразиться на его психике. Травма никуда не денется, она просто заберется внутрь и заляжет на дно. Но до поры до времени. Может статься, вылезет в самый неподходящий момент, когда никто не ожидал, в самом необычном проявлении. В этом случае можно посоветовать одно: присматривайтесь, прислушивайтесь к своему ребенку, когда он играет, что-то шепчет на ухо любимой кукле, общается с детьми во дворе. Вас должны настораживать коренные изменения в его поведении, неожиданные всплески эмоций и странные поступки. Особенно если знаете, что знакомство с детским садом могло сильно поразить психику крохи. Возможно, малыш просто замкнулся в себе, и понять, что творится в его душе, можно, только внимательно за ним наблюдая, аккуратно, как бы между прочим расспрашивая о садике, инсценируя какие-то сцены в игре, на зверюшках и куклах. Потому что, если травма действительно есть, не нужно полагаться на авось. Обязательно стоит проработать ее, не упуская момента, пока она не переросла во взрослый комплекс. И лучше это сделать с помощью квалифицированного психолога.
Нет контакта
Но поговорим подробнее о тех ситуациях, когда ребенок и детский сад - ЯВНО две несовместные вещи.
Наиболее серьезный случай - аутизм. Это заболевание связанно прежде всего не с физиологией, а с психикой малыша. Такие дети трудно переносят общество. Их стихия - одиночество. Они часами могут самостоятельно играть, не обращая ни на кого внимания. Казалось бы: как замечательно, родители могут быть спокойны и не дергаться по пустякам! Но нет. Стоит вывести такого ребенка из привычной обстановки, как он начинает метаться, как зверь в клетке, испытывает настоящий животный страх. Такому малышу просто необходима мать. Передавая ему свои положительные эмоции и лаская, только она способна выровнять очень сложный тип личности - шизоидный, который зарождается в маленьком родном существе.
Но это вовсе не значит, что выхода нет и ребенок навсегда обречен на одиночество. Малышу нужна помощь, чтобы он вошел в мир людей полноправным членом. Однако действовать нужно крайне осторожно, непременно с помощью специалистов (как правило, такие детки находятся под постоянным наблюдением врача-психотерапевта). И к обществу сверстников приучать тоже надо, но только в специальных садиках, созданных именно для них.
Кроме случаев, когда у детей есть недостаток каких-то способностей, бывает и так, что помехой для нормального вхождения в социум, в коллектив, становится, напротив, одаренность, особо развитые способности. Таким малышам свойственны повышенная чувствительность, восприятие, неадекватная реакция на жесткость или строгость дисциплины. Ведь одаренные дети - натуры, как правило, творческие. Может, в садовском возрасте им еще и не знакомо слово свобода, но нужна она маленьким гениям, как вода. Поэтому очень важно в этом случае обеспечить тот самый пресловутый индивидуальный подход к ребенку, что далеко не всегда получается в детском саду, когда в одной группе - двадцать таких же, как он.
Может статься и так, что особых недовольств по поводу посещения сада ваш маленький гений выказывать не будет. Но существует другой вариант развития событий. Общий режим, строгая дисциплина могут помешать развитию его индивидуальности.
Есть такое понятие, как детская гиперактивность. К сожалению, воспитатели в саду не всегда являются воспитателями, а чаще просто наблюдателями, потому что уделить должное внимание каждому, если их много, нет возможности. И в этой ситуации гиперактивные дети, которые не чувствуют грани опасности и не всегда отдают отчет своим действиям, представляют опасность не только для себя самих, но и для своих однокашников. Здесь тоже можно говорить о том, что малышу противопоказано ходить в детский сад. Хотя бы в целях безопасности.
Как и все в этом мире, детский сад - штука далеко не однозначная. Можно целый день говорить о плюсах его посещения, но и о минусах не меньше.
К неоспоримым преимуществам относится то, что маленький человечек, отрываясь от мамы и попадая в коллектив, учится быть самостоятельным, приспосабливаться к жизненным трудностям, принимать решения и налаживать отношения с окружающими. Все это - вещи, которые подталкивают кроху к развитию в нем личности.
Свои законы
Но, к сожалению, далеко не всегда воспитатели в детском саду, в силу многочисленности своих подопечных, могут уделить должное внимание индивидуальным способностям ребенка и соотнести их с задачами, которые ставит перед крошечным существом казенное заведение. Ведь малыш, попадая в эту не самую маленькую ячейку общества, остается в ней один на один со своими страхами, сомнениями, умениями и неуменями. Если, гуляя с мамой во дворе, он мог избирательно общаться со сверстниками, с кем-то играть, а кого-то обходить стороной, то в детском саду он у всех на виду. Сад - это основная часть его жизни, это целый мир, где действуют свои законы. И, в случае чего, уже не убежишь к маме, не спрячешься за ее спину. Она не поможет завязать шнурки, одеться, снять штанишки, если захотелось в туалет. А ведь кто-то из детей умеет все это делать, а для кого-то это целый подвиг. Несмотря на один и тот же возраст, развитие детей может сильно отличаться. Поэтому требования и нагрузка, возлагаемая на них воспитателями, должны соответствовать индивидуальным возможностям ребенка. Если же возникает резонанс, причем с отклонениями в обе стороны (завышенные или заниженные требования), то не избежать эмоциональных конфликтов.
Что же делать во всех этих случаях? Рекомендации простые и очень общие, поскольку каждый ребенок - большая индивидуальность, и нельзя всех мерить общей меркой. Во-первых, контролируйте ситуацию и не стесняйтесь прибегать к помощи психологов. Она далеко не лишняя. Во-вторых, если средства и возможности позволяют, подыщите малышу частный детский сад или клуб, где маленькие группы, индивидуальный подход, есть возможность оставлять ребенка на несколько часов, а не на весь день, находиться с ним рядом во время занятий, хотя бы первое время. Это поможет крохе адаптироваться к обществу постепенно, а потом, глядишь, и наладится. Поможет комфортная атмосфера, психолог, ваше понимание или просто возраст возьмет свое.
Однако можно и избежать многих проблем еще до того, как малыш откроет для себя новый мир и выйдет из-под вашей опеки. Что для этого нужно?
Постараемся дать несколько советов:
Не занимайтесь гиперопекой малыша с самого рождения. Важно, чтобы он что-то умел делать сам. Тогда в детский сад он придет более-менее подготовленным, не возникнет лишних комплексов и огорчений.
Легко входит в новую ситуацию ребенок, у которого хороший тыл. Не диктуйте малышу, что он должен делать. Давайте ему большую свободу. Пусть он обратится к вам только тогда, когда ему потребуется ваша помощь. Старайтесь давать ребенку то, что он просит, а не навязывайте, что сами считаете нужным. Только не поймите это слишком буквально. Не бойтесь, что ваше чадо набьет себе лишнюю шишку. Трудности закаляют, и это поможет перенести их в незнакомой обстановке, самостоятельно принять нужные решения, показать характер.
В любом случае, если не понятно, что делать, ставьте себя на место малыша. Мы так редко это делаем! А такая штука реально помогает окунуться в мир ребенка, увидеть ситуацию изнутри. Так легче будет принять правильное решение. Правильное прежде всего не для себя, а для него.
Заранее готовьте ваше чадо к детскому саду. Рассказывайте о нем. О том, как там интересно, замечательно, весело. Но и о трудностях не забывайте упомянуть. Только не нагоняйте на ребенка страх, а поверните все так, чтобы он понял: детский сад - это шаг к самостоятельной жизни. Там становятся взрослыми, умными, ответственными. Ведь всем детям хочется поскорее стать большими. Можно сходить в садик на экскурсию, познакомить с воспитателем и сделать акцент на том, какая она хорошая. Постоянно возвращайтесь к обсуждению этих тем.