Педагогов и врачей уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия во всём мире растёт число детей с различными нарушениями речи. Многие дети, например, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки или у них несколько запаздывает появление фразовой речи, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. Однако, не позднее, чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то такая задержка может быть сигналом об особых причинах, мешающих ребёнку своевременно овладеть устной речью. В таком случае следует обратиться к логопеду.
Многие родители ошибочно предполагают, что работа логопеда заключается исключительно в постановке неправильно произносимых ребёнком звуков. Это не так. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков, которые не пройдут с возрастом. Такие особенности может заметить только специалист, и чем раньше вы обратитесь к нему за помощью, тем эффективнее будет работа логопеда, тем быстрее вы сможете помочь своему ребёнку. Ведь сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой сферы.
Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий недостатками речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Такие дети могут бояться несостоятельности в общении со сверстниками. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Часто им требуется помощь не только логопеда, но и психолога. В таких случаях логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, а педагог-психолог помогает справиться с внутренними трудностями.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без недостатков в развитии речи. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы логопеда.
Родителям необходимо знать, что в каждом городе имеется медико-педагогическая комиссия, специалисты которой определяют степень тяжести нарушения речевого развития ребёнка и помогают родителям определиться с выбором образовательного учреждения.
При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно. Работа логопеда по обучению и воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи ведётся в специальных детских садах, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят, хотя их слух и интеллект находится в норме. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно при грамотном психологическом подходе и правильно спланированной работе логопеда дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний.
С детьми, у которых недостатки речи осложнены пороками слуха, зрения или интеллекта работает логопед-дефектолог. Для таких детей также существуют специализированные школы, детские сады, логопедические группы при детских поликлиниках. Логопед-дефектолог всегда тесно сотрудничает с врачами.
Однако и в массовых детских учреждениях дети с речевыми проблемами могут получить помощь специалиста. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где работают логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике. В тесной взаимосвязи с воспитателями логопед работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений, подбирает лексический материал по теме. Основная задача работы логопеда состоит в формировании у детей речевых навыков, в развитии внимания к речи, умений вслушиваться в речь и действовать в соответствии с нею.
Для улучшения результатов логопедической работы за каждым ребенком закреплена логопедическая тетрадь, предназначенная для совместного выполнения родителями и детьми заданий логопеда. В конце недели тетрадь отдается родителям, для того чтобы они могли повторить с детьми пройденный материал, закрепить изученное в детском саду, а также увидеть динамику работы логопеда. Для равноправного, полноценного сотрудничества между родителями, детьми и логопедом используются разнообразные методы и приемы: беседы, консультации, родительские собрания, совместные занятия, экскурсии. Родители, в свою очередь, имеют возможность в любое время наблюдать за работой логопеда: посещать занятия, присутствовать на любых режимных мероприятиях, участвовать в подготовке к праздникам.
Не останутся без логопедической помощи и дети школьного возраста. Её им окажут на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения звуков, с ошибками при чтении и письме, которые не удаётся преодолеть школьными методами. Знания грамматических правил здесь не помогает. Работа логопеда ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье помогают ребёнку закрепить полученные навыки правильной речи. Поэтому обязательной формой логопедической работы является консультативная работа с родителями ребёнка. В процессе занятий логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний об особенностях развития речи ребёнка.
Конечно, в большинстве случаев имеющиеся у ребёнка трудности в освоении речи могут быть преодолены силами самих родителей и педагогов школьных и дошкольных учреждений. Важно лишь вовремя обратиться за консультацией к логопеду. Совет специалиста поможет правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением. Успех в обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей.