[взломанный сайт]

Форум для мам, пап и малышей!

Объявление

ФОРУМ ВНОВЬ НАЧАЛ СВОЮ РАБОТУ!!!ЖДЕМ ВАС!!! У НАС ТЕПЕРЬ ДВА ФОРУМА:ЭТОТ ПОСВЯЩЕН БОЛЬШЕ ДЕТЯМ!А ПО-ЭТОМУ АДРЕСУ https://naweschaste.2x2forum.com/index.htm-СЕМЕЙНЫЙ ФОРУМ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум для мам, пап и малышей! » Консультации логопеда » Работа логопеда по устранению нарушений речи у детей


Работа логопеда по устранению нарушений речи у детей

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Педагогов и врачей уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия  во всём мире растёт число детей с различными нарушениями речи. Многие дети, например, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки или у них несколько запаздывает появление фразовой речи, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. Однако, не позднее, чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то такая задержка может быть сигналом об особых причинах, мешающих ребёнку своевременно овладеть устной речью. В таком случае следует обратиться к логопеду.

Многие родители ошибочно предполагают, что работа логопеда заключается исключительно в постановке неправильно произносимых ребёнком звуков. Это не так. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков, которые не пройдут с возрастом. Такие особенности  может заметить только специалист, и чем раньше вы обратитесь к нему за помощью, тем эффективнее будет работа логопеда, тем быстрее вы сможете помочь своему ребёнку. Ведь сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой сферы.

Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий недостатками речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Такие дети могут бояться несостоятельности в общении со сверстниками. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания.  Часто им требуется помощь не только логопеда, но и психолога. В таких случаях логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, а педагог-психолог  помогает справиться с  внутренними трудностями.

Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без недостатков в развитии речи. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы логопеда.

Родителям необходимо знать, что в каждом городе имеется медико-педагогическая комиссия, специалисты которой определяют степень тяжести нарушения речевого развития ребёнка и помогают родителям определиться с выбором образовательного учреждения.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях  невозможно. Работа логопеда по обучению и воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи ведётся в специальных детских садах, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят, хотя их слух и интеллект находится в норме. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно при грамотном психологическом подходе и правильно спланированной работе логопеда  дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний.

С детьми, у которых недостатки речи осложнены пороками слуха, зрения или интеллекта работает логопед-дефектолог. Для таких детей также существуют специализированные школы, детские сады, логопедические группы при детских поликлиниках. Логопед-дефектолог всегда тесно сотрудничает с врачами.

Однако и в массовых детских учреждениях дети с речевыми проблемами могут получить помощь специалиста. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где работают логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике. В тесной взаимосвязи с воспитателями логопед работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений, подбирает лексический материал по теме. Основная задача работы логопеда состоит в формировании у детей речевых навыков, в развитии внимания к речи, умений вслушиваться в речь и действовать в соответствии с нею.

Для улучшения результатов логопедической работы за каждым ребенком закреплена логопедическая тетрадь, предназначенная для совместного выполнения родителями и детьми заданий логопеда. В конце недели тетрадь отдается родителям, для того чтобы они могли повторить с детьми пройденный материал, закрепить изученное в детском саду, а также увидеть динамику работы логопеда. Для равноправного, полноценного сотрудничества между родителями, детьми и логопедом используются разнообразные методы и приемы: беседы, консультации, родительские собрания, совместные занятия, экскурсии. Родители, в свою очередь, имеют возможность в любое время наблюдать за работой логопеда: посещать занятия,  присутствовать на любых режимных мероприятиях, участвовать в подготовке к праздникам.

Не останутся без логопедической помощи и дети школьного возраста. Её им окажут на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения звуков, с ошибками при чтении и письме, которые не удаётся преодолеть школьными методами. Знания грамматических правил здесь не помогает. Работа логопеда ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье помогают ребёнку закрепить полученные навыки правильной речи. Поэтому обязательной формой логопедической работы является консультативная работа с родителями ребёнка. В процессе занятий логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний об особенностях развития речи ребёнка.

Конечно, в большинстве случаев имеющиеся у ребёнка трудности в освоении речи могут быть преодолены силами самих родителей и педагогов школьных и дошкольных учреждений. Важно лишь вовремя обратиться за консультацией к логопеду. Совет специалиста поможет правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением. Успех в обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей.

www.mosfamily.ru

0

2

Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения. “Сложными” для четкого произношения являются, помимо общеизвестного звука “Р”, свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Л), йотированные (Е, Ё, Ю, Я) звуки. С каждым годом детей, не справляющихся к пяти годам с произношением тех или иных звуков, становится все больше.

До пяти лет непроизношение различных звуков считается возрастным и еще не должно вызывать серьезных тревог у родителей. Однако, надеяться на “авось” тоже не стоит. Главное, не стыдите ребенка и не смейтесь над его неумением — так можно создать глубоко отрицательное отношение к самим попыткам улучшить произношение. Ребенок начнет нервничать, избегать трудных слов, стесняться говорить и вообще общаться. Еще хуже, если его дефект речи станет поводом для насмешек сверстников в детском коллективе. Ребенок также может замкнуться, начать избегать других детей. Или напротив, стать агрессивным, чтобы “наказать” обидчиков.

У “домашнего” ребенка проблемы другие. Он не слишком усердствует в том, чтобы научиться произносить не дающиеся ему звуки. Он либо замещает их на сходные (Р на Л, Ш на С и т. д.), либо искажает их гортанным произношением (“грассирование”), либо вообще выбрасывает из слова (ОЛЯ вместо КОЛЯ и т. д.). Заботливые родители, конечно же, хорошо понимают речь своего ребенка, не высмеивают его и вообще не обращают внимания на его недостаток. Некоторые родители даже стремятся подольше продлить период “очаровательного детского лепета” и не только не стремятся выработать у ребенка “взрослую” речь, но и сами постоянно (порой даже неосознанно) “сюсюкают” с ним. Поэтому ребенок и не подозревает о необходимости учиться правильному произношению, она возникает только к моменту поступления в школу и становится для него полной неожиданностью.

Чтобы недостатки звукопроизношения не привели к таким серьезным последствиям (вплоть до значительных изменений в характере ребенка), начните ненавязчиво заниматься над проблемой, уже начиная с трехлетнего возраста. Сегодня почти в каждом детском саду есть по две-три речевых группы: по заиканию, по нарушению звукопроизношения (фонетико-фонематическое недоразвитие) и общего недоразвития речи. Если же ребенок воспитывается дома, займитесь чистотой его речи сами. Поучите ребенка в игровой форме приемам произношения. Вот несколько игровых упражнений, которыми с успехом пользуются логопеды на занятиях с малышами.

Звук “Р”: “Давай с тобой пощелкаем язычком, как будто бежит лошадка”. Ребенок щелкает. “А теперь давай нашу лошадку попробуем остановить. Пусть язычок приготовится щелкнуть, а ты через него подуй. Только шепотом.” Обычно получившийся вибрирующий звук и есть “Р”. В результате этого упражнения у ребенка появляется дрожание кончика языка. “А теперь давай заведем мотоцикл. ТР-Р-Р...” “А теперь давай скажем “ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ”. Это уже отрабатывается слоговое произношение.

ЗВУК “Ш”: Рисуем кораблик с парусом. “Что это я нарисовала?” — “Лодочку (кораблик).” — “А это что?” — “Парус.” — “Как он стоит?” — “Прямо”. — “А чтобы лодочка поплыла, что нужно сделать? Нужно, чтобы подул ветерок. Теперь давай язычок поставим прямо (вертикально) как парус и подуем.” Получается звук Ш-Ш-Ш.

ЗВУК “Л”: “Давай прижмем язычок зубками и погудим как пароход. Низко, сердито.” Получается звук “Л-Л-Л”.

...Однако лет до пяти (если у ребенка нет психологических проблем) недостатки звукопроизношения не стоит рассматривать как серьезную проблему. Другое дело, если они сохранились и далее. Тогда не стоит оставлять визит к логопеду на последний предшкольный год, как поступают многие родители. Порой к логопеду приводят первоклассника, у которого уже появились проблемы с учебой или со сверстниками. Каждый упущенный год только усложняет работу, так как дефект звукопроизношения закрепляется, а сам процесс формирования речи к 6-7 годам уже практически закончен. Детей, имеющих к пяти годам те или иные дефекты произношения сегодня очень много: практически тридцать процентов пятилеток не могут похвастаться “чистой” речью. Причин этому множество.

Большое влияние на речь ребенка имеет неблагоприятное течение беременности. Это отнюдь не парадокс, если вспомнить, что речью управляет центральная нервная система. Поэтому любые проблемы - от неполноценного питания и алкоголя, до инфекционных заболеваний и недосыпания будущей матери - влияют на общее развитие ребенка, в том числе и на развитие его ЦНС, следовательно и на будущую работу речевого центра. Особенно чувствительны для речевого развития будущего ребенка проблемы первой половины беременности (даже сильный ранний токсикоз).

Также отрицательное влияние на возможности формирования речи ребенка оказывают неблагополучные роды. Если ребенок в это время испытывал кислородное голодание, могут быть затронуты речевые клетки. У такого ребенка до трех лет может возникнуть задержка речевого развития - он может говорить только отдельными словами или заменять речь мимикой и жестами.

Если сам ребенок растет ослабленным, часто болеет, то речь, как и общее развитие ЦНС, как и весь его организм в той или иной мере недоразвиты. Кроме того, у ребенка, часто или постоянно страдающего насморком, речь приобретает “гнусавый” оттенок. Звуки М, Н, в произношении которых участвует носовой резонатор, искажаются. То же самое происходит, если у ребенка вовремя не удалены полипы или аденоиды или еще не прооперированы врожденные расщелины верхней губы (в простонародье “заячья губа”), мягкого неба (“волчья пасть”) и мягкого язычка. Первый из этих дефектов сегодня оперируется прямо в роддоме путем хейло-пластики. Устранение расщелины неба (орано-пластику) производят в дошкольном возрасте.

Задержать или нарушить формирование правильного звукопроизношения у ребенка могут другие индивидуальные дефекты речевого аппарата: массивная или короткая подъязычная уздечка, неправильное строение и форма зубов (нарушение прикуса), которые решаются совместно с детским стоматологом. Значительное влияние на формирование речи оказывают проблемы слуха. Опять же проблемы беременности, детские осложненные отиты, применение некоторых медикаментов снижают слух в детском, а то и младенческом возрасте. Понятно, что речь в условиях, когда ребенок плохо слышит как себя, так и окружающих, не может формироваться нормально.

Из других причин появления дефектов произношения встречаются, например, такие “лежащие на поверхности”, как дефект речи у кого-то из родителей. Ребенок ведь на первых этапах развития речи слепо подражает окружающим. К значительному звуковому искажению речи приводит часто воспитание в двуязычных семьях. Родители либо часто “перескакивают” с языка на язык, либо сами говорят со значительным акцентом. Попытки же развивать у маленького ребенка два языка одновременно приводят, как правило, к тому что он не говорит “чисто” ни на одном из них.

Любовь БАСКАКОВА, логопед.

0

3

Дома еще можете включать аудиосказки, они тоже отлично сражаются с дислексией. Я сама уже не раз пробовала включать детям с дефектом речи аудиосказки и потом начала замечать, что они начали исправлять свою речь постепенно, потому я всем советую попробовать включать много разных аудиосказок https://web-skazki.ru/book/devochka-s-k … sluchitsya , я всем советую попробовать и я верю, что родителям это будет очень полезно.

0


Вы здесь » Форум для мам, пап и малышей! » Консультации логопеда » Работа логопеда по устранению нарушений речи у детей