С этим сталкивается абсолютное большинство родителей школьников. Невозможно усадить его или ее за уроки. А если и удается, то ненадолго. К любимому репетитору по английскому идти не желает. В дневнике появляются записи "Вертелся на уроке, мешал товарищам" и непривычный разброс оценок: пятерки вперемежку с тройками и даже двойками. А пытаешься призвать чадо к сознательности или выяснить, в чем же дело, - так оно тебя просто не слышит… Оценки учителя: "витает в облаках", "может, но не хочет", "умный, но рассеянный".
А дело скорее всего в том, что на дворе - конец очередной учебной четверти, в ежедневном расписании школьника - все что угодно, только не прогулки на свежем воздухе, и его растущий мозг… устал. Истощился.
Как проявляются нейродинамические трудности?
• Ребенок чаще чем обычно забывает дома тетрадку, учебник, дневник. Забывает (не успевает) записать домашнее задание.
• Почерк укрупняется или, наоборот, начинает мельчить. Могут чередоваться очень большие и очень маленькие буквы. Если пишет на нелинованной бумаге, строчка может резко падать вниз.
• Увеличивается число глупых, нелогичных ошибок, описок. Ребенок чаще пропускает буквы, не дописывает слова.
• Если на уроке дается самостоятельное задание, начинает его выполнять не сразу, иногда - только к концу урока.
• Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, тетрадь… Учителя это нервирует. А на самом деле ребенок бессознательно хочет поменять позу - чтобы подпитать мозг. Иногда мы через родителей просим учителей дать ребенку возможность чуть-чуть подвигаться на уроке (попросить намочить тряпку, стереть с доски), чтобы сохранить работоспособность.
• Жалобы на головную боль, на боль в животе, тошноту. Опущенные плечи, шаркающая походка.
• Обилие необдуманных движений и действий.
• Агрессивность или заторможенность.
• Неоттормаживаемый смех или плач.
Как делать домашние задания?
Организовать пространство. Помимо общих гигиенических требований к рабочему месту, оно должно быть структурировано: пусть на столе, под столом, на полке, в шкафу будет побольше коробочек, ящичков, всевозможных разделителей и т.п., помогающих раскладывать вещи по местам. Детям необходима пространственная структура, чтобы и в голове тоже был порядок.
Следить за временем. Выделять короткие промежутки времени (10, 15 минут) на выполнение отдельного задания. Предлагать ребенку самому себя контролировать: по часам со стрелкой; с помощью будильника. Полезно, чтобы будильник оповещал об окончании длительного периода (большое домашнее задание; игра + уборка игрушек). Первый звонок: пора начать заканчивать. Второй звонок: конец деятельности.
Выдерживать ритм. При проблемах с работоспособностью у младших школьников он должен быть таким: 20 минут активности, 10 минут перерыва.
Работать только на положительных эмоциях. Отмечать даже самые маленькие успехи. В перерыве ребенка должно ждать что-то хорошее (он может не знать, что именно).
Для перерыва подходит:
• перекус (чай с лимоном, мед, банан, цитрусовые, орехи, цукаты). Не годится выпечка, сдоба, бутерброды;
• гимнастика (например, одно или несколько упражнений с этой страницы), просто беготня;
• помощь по хозяйству;
• игра. Это основа для формирования мозга. Если ребенок тянется играть, значит, ему это необходимо для развития.
Для перерыва не подходит:
• компьютер. Чередование уроков с компьютером не дает мозгу восстановиться. Нормы работы за компьютером для младшего школьника - до 20 минут в день;
• телевизор.
Мозг любит:
• световой день, белый снег
• бег на лыжах, катание на коньках, плавание
• хорошо проветриваемые помещения
• смену деятельности
• ароматы цитрусовых, лавра, хвойных деревьев
Мозг не любит:
курения родителей. В помещении, где находится ребенок, не должно быть даже запаха табака. Табачный дым оказывает очень вредное влияние на растущий мозг.