Порой мы слышим, как родители хвалятся: «Мы своих детей воспитываем в товарищеском духе. Хотим с ними быть друзьями, чтобы дети нас не боялись и не ласкались, как младенцы». В таких семьях дети называют родителей по имени — Саша, Вера, Вася и т. п. Иногда такая семейная «дружба» распространяется и на следующее поколение, на внуков и соответственно дедушек и бабушек - а все вместе взятое напоминает маленький школьный лагерь.
Безусловно, во взаимоотношениях детей с родителями присутствует и дружба, и товарищество, то есть налицо эмоциональные узы, связывающие людей, равных друг другу. Особенно это проявляется, когда дети достигают зрелого для дружбы возраста, то есть учатся в средних классах школы, примерно с девяти лет. Но если ограничиться только такой дружбой, этого будет мало. Порой возникают серьезные недоразумения. Впрочем, если внимательнее приглядеться к родителям, которые провозглашают себя друзьями своих детей, то мы увидим, что их поведение ни в чем не отличается от обыкновенного родительского и дело заключается лишь в слове «друг». Иногда упор на этом слове делается потому, что в своей семье, будучи детьми, они не знали дружбы с родителями и теперь хотели бы вознаградить себя и своих детей.
Этим мы не стремимся «закрыть вопрос», напротив, исходим из данного наблюдения в дальнейших размышлениях. Родители играют важнейшую роль в воспитании детей—и друзья тоже. Но каждый играет свою роль. Родительская — гораздо значительнее и протяженнее во времени. Родители с нами задолго до всех друзей. Они охраняют и берегут ребенка, создают ему условия, учат познавать мир, поддерживают в жизни. Скажите сами, может ли мать быть подружкой сосунка? Или неугомонного младенца, который вечно куда-то лезет, плача требует своего, а главное—все играет и играет? Живя с родителями, ребенок обретает доверие к людям — или недоверие. И в каждом случае исходное и основополагающее доверие— недоверие будет сопровождать ребенка всю жизнь и определять его возможности давать и принимать, приобретать друзей и удерживать их. Иначе говоря, то, что получишь дома, пригодится в жизни. Поведение родителей формирует способность ребенка быть другом и товарищем. (Хорошо нам дружить с другими детьми, если и нас и их дома как следует воспитали. Но если бы родители - друзья в самом деле только дружили со своими детьми, то эти дети в школе не были бы способны к дружбе. Они бы напоминали воспитанников плохого приюта для несовершеннолетних.)
Важным фактором взаимоотношений в семье является авторитет. Родительский авторитет отличается от авторитета друзей - товарищей. Авторитет подразумевает естественное превосходство одного над другим — в нашем случае более опытных и зрелых родителей над неопытными и незрелыми детьми. Но это еще не все. Родители—это не только те, кто знает и умеет больше, но и те, кто нас любит, что очень важно. Годы идут, и родители понемногу перестают быть для ребенка самыми прекрасными и мудрыми в мире существами. В шестом классе мы уже вряд ли сумеем помочь ребенку с домашними заданиями, а еще несколько лет спустя дети становятся образованнее нас во многих сферах. Да и сила с ловкостью у нас уже не те. Не поспеваем за молодежью в погоне за новинками техники и культуры. Но остается главное: мы—те, кто глубоко привязан к ребенку. Что бы ни случилось!
По мере того как школьник становится подростком, а потом взрослым человеком, во многом меняются и родители. Ребенок интеллектуально созревает. С ним давно уже можно говорить на равных, даже спорить—иногда до хрипоты. У ребенка среднего школьного возраста определяются интересы. Он становится маленьким специалистом во многих областях. Читает наши книжки, вместе с нами смотрит телевизор. Понимает остроты и шутки часто лучше, чем взрослые. Все это естественным путем приводит к преобразованию семейных отношений в более дружеские, товарищеские. Если мы живем в одной палатке и сидим у костра, плывем в одной лодке или открываем для себя старинные крепости, то не что иное, как дружба связывает нас. Но не дайте обмануть себя представлениями, что дружба - это все и иного не надо, ибо она единственно правильная форма отношений.
И сейчас, и впоследствии, родители должны оставаться не только друзьями своих детей. Ибо с друзьями мы веселимся и развлекаемся, хвастаемся перед ними, можем поссориться и подраться. С родителями все иначе. Они нас знают с первых дней нашей жизни. Какое там хвастовство! Друзья - товарищи вошли в нашу жизнь где-то посередке, а с родителями у нас общая история с самого начала. Мы причиняли им радости и горести, огорчение и удовлетворение. Поэтому они с нами связаны совершенно особым образом. Как никто другой. И родители никогда не будут равнодушными наблюдателями нашей судьбы. Родители глубже всех переживают наши успехи и неудачи, в то время как друзьям мы можем чем-то похвалиться, а о чем-то умолчать. Друзья критически смотрят на наши недостатки, промахи, поражения—а родители сочувствуют нам, они для нас прибежище в самые тяжелые минуты. Только они способны все простить своим детям. Они эмоциональная опора. Незаменимая!
Итак, дружим с нашими детьми? Конечно же. Но не забываем об одном: друзей и приятелей у ребенка может быть множество, а родители — единственные!
http://www.mozaika.ru/images/aist4908.htm