Учимся держать головку
1-4 недели Если вы потянете вашего малыша за руки из лежачего положения в сидячее положение, то его головка полностью откинется назад.
8-10 недель Если вы потяните вашего малыша за руки из лежачего положения в сидячее положение, его головка по-прежнему будет откидываться назад, но уже не полностью.
16-20 недель К этому времени его головка только слегка отклоняется назад; если вы будете держать ребенка прямо, он сможет поворачивать головку во все стороны.
24-28 недель Ваш малыш самопроизвольно поднимает головку, когда вы его тяните в сидячее положение, и упирается подбородком в грудь.
Учимся сидеть
1-4 недели Если вы удерживаете ребенка в сидячем положении, ребенок не может выпрямить спинку и держать головку.
4-6 недель Если вы удерживаете ребенка в сидячем положении, он по-прежнему не может выпрямить спинку, но временами уже держит голову.
8-12 недель Спинка ребенка в сидячем положении по-прежнему круглая, но он уже способен поднимать головку и сгибать колени; он способен сидеть в течении 10-15 минут, если под спинку и по краям положить подушки.
16-20 недель Теперь ребенок держит спинку более прямо и способен держать прямо головку без видимого усилия; если его обложить подушками он способен сидеть в течении 30 минут.
20-24 недели Ребенок сидит при минимальной опоре и способен самостоятельно садитья, держась за что-либо; уже хорошо сидит в детском стульчике.
28 недель Ребенок уверенно сидит без опоры, хотя и непродолжительное время; способен самостоятельно садиться.
32 недели Ребенок сидит самостоятельно, способен передвигаться и подпрыгивать в таком положении.
36 недель Ребенок способен сидеть продолжительное время.
40 недель Ребенок способен садиться из стоячего положения.
Учимся держаться прямо
1-14 недель Малыш довольно пассивен, если вы тяните его вверх, минуя сидячее положение.
16-24 недели Ребенок начинает отталкиваться вверх, поднимая ягодицы, но не может удержаться в таком положении.
36-44 недели Если вы поднимите ребенка за руки вверх, то он будет сгибать ноги в коленях и отталкиваться; ребенок научился держаться более прямо.
48-52 недели Ребенок умеет стоять прямо, но передвижение по-прежнему требует усилия.
Учимся передвигаться
1-14 недель Когда вы выкладываете ребенка на живот, он пытается ползти, двигая рукой и ногой с одной стороны тела; ребенок не способен перевернуться с живота на спину или наоборот; умение поворачивать голову никак не отражается на всем остальном.
16-20 недель Ребенок переворачивается с живота на спину; лежа на животе, способен отталкиваться руками и сгибать ноги в коленях.
26-28 недель Ребенок поворачивает головку в сторону и назад, поднимая плечо и изгибая позвоночник; ноги и руки двигаются в сторону; лежа на животе, он способен подтягивать себя вперед с помощью рук; если поместить малыша на ладони и колени, он будет раскачиваться.
28-30 недель Ребенок довольно неуверенно ползает на ладонях и коленях; поворачивается в разные стороны на животе.
34-38 недель Малыш начинает переворачиваться сознательно ( но - учтите - он не понимает, что может упасть таким образом с кровати ); может передвигаться, комбинируя разные движения, переворачиваясь и вращаясь на животе; движения становятся более скоординированными.
48-52 недели Ребенок начинает переворачиваться сознательно, чтобы сесть или встать на четвереньки; проявляет некоторые признаки того, что способен ориентироваться в знакомом помещении; меньшая вероятность, что ребенок упадет скровати или попытается сползти вниз по лестнице.
Учится видеть
Рождение Глазное яблоко адаптируется к свету; ребенок моргает; он способен фокусировать внимание непродолжительное время на предмете,находящемся на расстояни около 20-25 см от его глаз; если его голова поворачивается в сторону, глаза медленно следуют за движением.
4 недели Ребенок с большим интересом рассматривает лица; узнает лицо мамы; способен плакать до слез.
6-12 недель Ребенок способен смотреть краем глаз; глаза двигаются синхронно, взгляд сфокусирован; ребенок рассматривает острые края и углы.
12-20 недель Ребенок узнает знакомые предметы; рассматривает свои руки; фокусирует взгляд на своем отражении в зеркале.
20-28 недель Ребенок начинает координировать движение руки и взгляд; предпочитает рассматривать сложные предметы; хлопает ладонью по своему отражению в зеркале и пытается держаться прямее, чтобы лучше видеть; теперь ребенок способен видеть в 800 раз лучше, чем при рождении.
28-44 недели Ребенок способен фокусировать взгляд на очень мелких предметах; любит рассматривать новые предметы; осознает глубину.
45-52 недели Ребенок способен следить взглядом за быстро движущимся предметом; его зрение почти такое же, как у вас
Учимся ходить
1-14 недель Если вы поддерживаете ребенка под мышки, он неуверенно ходит; на наклонной поверхности высоко поднимает колени; делает такие же движения ногами, как когда возбужден или расстроен.
18-24 недели Если вы поддерживаете ребенка под мышки, он держит голову на одной линии с телом; способен стоять почти самостоятельно у вас на коленях; может отталкиваться ногой; при движении начинает держать прямо спинку и головку; если делает шаги, разводит руки или поворачивается, чтобы сохранить равновесие.
26-30 недель Улучшается способность сохранять осанку; теперь ребенок способен стоять прямо, когад держится за опору; может вставать самостоятельно, держась за опору, и способен передвигать ноги, когда стоит; Начинает ходить вокруг стула или другой мебели, балансируя при каждом шаге и держась за опору. Поначалу ребенок крепко держится обеими руками, затем использует только одну руку, другой трогая предметы. Ходьба босиком способствует укреплению мышц ног; слишко длительное использование ходунков способно вызвать повреждения тазобедренных суставов.
40-48 недель Ребенок увереннее передвигается и держится более прямо; стоя, способен дотягиваться до чего-либо, держась за опору; уверенно встает и садится, держась за опору; если вы держите ребенка за обе руки, способен ходить; способен поднимать одну ногу, когда стоит.
50-58 недель Ребенок способен стоять, не держась за опору, и ходить, если вы держите его за одну руку; возможно, скоро начнет ходить самостоятельно, но теряет равновесие, если внезапно останавливается, и часто падает.
18 месяцев Ребенок способен идти вперед, вбок и назад; способен тянуть за собой игрушку или толкать ее впереди себя; Может кататься на велосипеде; вероятно, умеет бегать, но по-прежнему легко падает.
Учимся действовать рукой
0-8 недель Руки преимущественно сжаты в кулачки
8-12 недель Руки по-прежнему большей частью сжаты в кулачки, но могут разжиматься на некоторое время; ребенок сжимает в руке предметы рефлекторно. К трем месяцам руки обычно раскрыты; ребенок сжимаетдаваемый предмет, но не обращает внимания, если предмет падает; роняет предметы несознательно. Также несознательно тянет руки, но если случайно задевает предмет, привязанный над кроваткой, и это приводит его в восторг, то может повторить движение.
12-16 недель Крепко обхватывает рукой предмет; наблюдает за своей рукой; отвлекается, если он попадает в поле зрения.
16-20 недель Руки ребенка обычно раскрыты, он начинает тянуться и дотрагиваться до предметов, сознательно сводя руки вместе. Ребенок не способен схватить предмет, пока он не коснется его ладонеи, а хватание включает только сжимание пальцев. Если вы протянете ребенку игрушку, он будет переводить взгляд с руки на игрушку, фокусируя внимание то на одном предмете, то на другом.
22-30 недель Ребенок помогает себе глазами дотянуться до предмета, фокусируя на нем внимание, пока тянется. Начинает хватать предметы, полностью обхватывая их рукой и помагая себе большим пальцем. К семи месяцам ребенок способен нащупывать в темноте предмет, издающий звуки; пользуется большим пальцем, чтобы распрямить остальные; способен пользоваться обеими руками.
32-36 недель Ребенок способен хватать висячий предмет или ловить направленный к нему мяч; пользуется руками по отдельности; перекладывает предметиз одной руки в другую, если желает взять что-то еще. Одна рука становится активной, другая пассивной. К концу этого периода уверенно хватает предметы, сжимая руку полностью, а не только пальцы.
36 недель - 12 месяцев Хватательный навык совершенствуется; ребенок двигает большим пальцем, чтобы распрямить остальные пальцы. Ребенок начинает готовиться, прежде чем схватить предмет, примериваясь, разводя и слегка сгибая пальцы; опускает руку и захватывает предмет сверху; начинает захватывать предметы между большим и указательным пальцем.